Виртуальное общение поставило перед нами новые возможности взаимодействия. Facebook, Snapchat, Twitter, Instagram и сеть других приложений требуют улучшенных и более динамичных средств выражения, регулярно выпуская новые эмодзи, готовые служить для распространения менее двусмысленных сообщений.
Графические элементы, придуманные для того, чтобы дополнять нашу речь, придавая ей эмоциональное звучание, постоянно растут в количестве. На сегодняшний день в обращении находится 1 085 официально признанных эмодзи. Некоторые считают использование пиктограмм примитивным подходом, но другие утверждают, что идеографические элементы, широко распространенные в социальных сетях, могут расширить сферу своего применения, став отдельным языком. Существует даже фильм про эмодзи, вышедший в 2017 году.
Достаточно ли популярности этих крошечных, но влиятельных картинок для столь значимого события или стоит отнести это к разряду слухов? Понадобятся ли нам переводчики эмодзи в будущем? Есть много аспектов, которые необходимо рассмотреть, но сначала давайте заглянем в прошлое и посмотрим, как все начиналось.
Первый эмодзи был создан телекоммуникационной компанией NTT Docomo в 1999 году и имел небольшой размер и низкое разрешение, а точнее 12 пикселей в квадрате.
Одноцветные иконки предназначались для японских мобильных телефонов и служили международно признанными идеограммами для обозначения символов и понятий. Например, сердце снеговика обозначало сердечные органы или зимние дворовые скульптуры.
Эмодзи стали постепенно набирать популярность в 2010 году и широко использоваться для мобильных телефонов, особенно на Западе.
Символ продержался до сегодняшнего дня, когда он стал повсеместным.
Последнее событие связано с добавлением новых эмодзи в Facebook вместо привычной кнопки Like. Таким образом, пользователь получил больше возможностей для выражения своего мнения, отображая список эмодзи при реакции на пост или видео.
Как бы ни наводило название иконки на мысль об эмоциях, на самом деле это слово пришло из японского языка и переводится mot-a-mot e-picture + moji-character. Сходство со словом эмотикон – просто совпадение.
Вопрос в том, насколько приемлемо использование лиц эмодзи на работе? Ответ многогранен. Давайте пройдемся по обеим сторонам, изучив несколько ценных наблюдений на эту тему.
Согласно исследованию, проведенному учеными из Университета Бен-Гуриона в Негеве (Израиль), использование смайликов или аналогичных остроумных значков может свидетельствовать о некомпетентности и мешать работе сотрудников. Доктор Элла Гилксон утверждает следующее: «Наши результаты впервые подтверждают, что, в отличие от реальных улыбок, смайлики не увеличивают восприятие теплоты и фактически снижают восприятие компетентности».
В серии экспериментов, проведенных BGU, Хайфским и Амстердамским университетами, приняли участие 549 человек из разных стран. Исследование заключалось в прочтении нескольких рабочих электронных писем от неизвестных лиц с целью оценить степень теплоты и уровень компетентности. Некоторые сообщения сопровождались эмодзи, другие – нет.
Исследование дало несколько неожиданных результатов. Оказалось, что использование смайликов эмодзи мало влияет на уровень теплоты, воспринимаемой читателем, в то время как уровень компетентности значительно снизился. Другой важный аспект, упомянутый доктором Гликсоном, показал, что добавление эмодзи может отвлекать, устраняя важные границы общения. «Когда участников просили ответить на электронные письма по формальным вопросам, их ответы были более подробными и включали больше информации, связанной с содержанием, когда в письме не было смайлика». Она объяснила, что снижение чувства компетентности было напрямую связано с присутствием веселых пиктограмм.
Еще одно интересное наблюдение связано с искрой сексизма при включении эмодзи. При рассмотрении письма от незнакомца мужчины были более склонны предполагать, что сообщение, содержащее графические элементы, принадлежит женщине.
Хотя эмодзи могут быть смешными и забавными, их значение может привести к серьезным ошибкам. Китайский сотрудник был уволен после того, как вместо традиционного текста отправил в качестве ответа эмодзи. Неприятный случай произошел в Китае, когда менеджер бара в городе Чанша, провинция Хунань, попросил сотрудника в WeChat отправить документы для встречи. Ответ, состоящий из эмодзи OK, был воспринят как неоспоримый признак «плохой дисциплины» и незрелости, что побудило босса уволить работника.
Объяснение звучало следующим образом: «Вы должны использовать текст для ответа на сообщение, если вы его получили. Разве вы не знаете правил? Это ваше подтверждение получения?».
Сотрудник ответил: «Я работаю много лет и впервые сталкиваюсь с подобной глупой ситуацией. Я в хорошем настроении, поэтому не стал мстить».
Когда коллег спросили об их мнении, они заявили, что реакция босса показалась им весьма преувеличенной. Дело получило широкую огласку: посты со скриншотами разговора набрали 280 миллионов просмотров. Одни утверждали, что «любая причина является уважительной, если ваш босс хочет вас уволить», а другие заявляли: «Я считаю, что хороший руководитель должен уметь принимать стили общения и особенности разных людей». В заключение Ван Липин, профессор бизнес-школы Renmin, специализирующийся на людских ресурсах, сказал: «Но это то, что может произойти в малых и средних компаниях, поскольку у них может не быть комплексного регулирования или системы, связанной с подобными ситуациями».
В следующий раз, когда вы будете использовать клавиатуру эмодзи, стоит ли вам дважды подумать, добавляя смайлик в приветствие или включая плачущее лицо, когда речь идет о критических вопросах? Так или иначе, следует учитывать несколько аспектов, определяющих внутренние правила компании. Возможно, это вопрос личных, а главное, профессиональных тонкостей.
Чтобы оценить влияние эмодзи, в Университете Иллинойса было проведено исследование, в ходе которого изучалась реакция мозга на предложения, сопровождаемые или не сопровождаемые значками. По словам Бенджамина Вайсмана и Даррена Таннера, «мозг обрабатывает ироничные эмодзи так же, как и ироничный язык, указывая на то, что эмодзи передают смысл предложения».
Исследователи изучили мозговые паттерны в обеих ситуациях и пришли к выводу, что «иногда эмодзи соответствовали буквальному смыслу предложения, но в других случаях они воспринимались как указание на иронию». Исследование обнаружило своего рода «сигнал об ошибке», который возникает, когда человек сталкивается с чем-то лингвистически неожиданным.
В исследовании приняли участие 106 человек, которым читали один и тот же текст, добавляя в конце каждого одинакового предложения разные эмодзи. Большинство участников восприняли иронию в том случае, если в тексте была изображена улыбка-подмигивание. Удивительные результаты показали, что мозговые волны, испускаемые при ироническом восприятии, были такими же, как и при традиционном разговоре, предполагающем иронию. Исследователи пришли к выводу, что пиктограммы могут играть важную роль в передаче сообщения, заменяя собой недостающие жесты и мимику.
Несмотря на противоречивые доказательства и различные мнения, эмодзи все чаще фигурируют в судебных делах. Вам интересно, готовы ли суды к такому неожиданному повороту? Давайте рассмотрим возможные варианты.
Первые свидетельства указывают на присутствие смайликов в суде в 2004 году. Совсем недавно графические символы освободили место для своего двоюродного брата эмодзи, но до сих пор суды довольно сдержанно относятся к языку эмодзи.
Проблема с принятием смайликов в качестве доказательств в юридических делах заключается в их запутанном значении. «Они появляются в качестве доказательств, суды вынуждены признавать их существование, но зачастую они несущественны», – говорит Голдман. Именно поэтому многие судьи решают сказать «эмодзи опущены», поскольку считают, что они вообще не имеют отношения к делу».
Эта тема очень деликатная, особенно когда в дело вступают тонкие нюансы, такие как культура или тип устройства, используемого для общения. Например, эмодзи, скрипящий зубами, может выглядеть совершенно по-разному в зависимости от того, каким мобильным телефоном вы пользуетесь. И это еще не все. Различия в дизайне и субъективных взглядах могут повлиять на восприятие радикальным образом. Вопрос анализируется с разных точек зрения, и тот факт, что до сих пор нет экспертов по эмодзи, является серьезным препятствием. «Эмодзи обычно имеют диалекты. Они черпают смысл из своего контекста», – говорит Голдман.
Эмодзи получили широкое распространение не только среди миллениалов. По данным The Independent, почти 76 % людей в возрасте от 25 до 29 лет считают себя «частыми» пользователями, а 21 % используют эмодзи лишь «время от времени». Из этого следует, что только 3,4 % не являются пользователями. Если мы осмелимся копнуть глубже, то обнаружим, что 84 % женщин считают, что эмодзи иногда могут выразить их сообщение более точно, чем слова.
Отмечается снижение концентрации внимания, что делает вставку эмодзи быстрым и ленивым средством общения. Именно так, ленивым. Кто-то может посчитать, что сокращения завели язык слишком далеко, поощряя скорость над качеством. Потеря гласной или отсутствие двойки в слове больше не означает риск выглядеть необразованным, пока графический символ может заменить всю информацию, которую вы хотите передать. Теряет ли мир способность быть терпеливым или это просто вопрос удобства? Этот вопрос все равно следует обсудить.
Отсюда мы переходим к нашему главному вопросу: могут ли эмодзи стать отдельным языком или на этом пути стоит слишком много непонятных проблем? Отслеживая вышеупомянутые точки зрения, мы не можем упустить основные элементы, которые являются ищейкой языка.
Бывший профессор лингвистики Калифорнийского университета в Беркли Джоанна Николс заявила, что ключом к отличию языка является «взаимная разборчивость». Если, например, два человека не могут понять друг друга, то язык, по сути, является диалектом. Однако сама по себе взаимная разборчивость не может дать однозначного ответа. Как следствие, один и тот же символ эмодзи может восприниматься двумя людьми по-разному. Кроме того, эмодзи нельзя спрягать, так как они не имеют грамматических правил.
Если строго следовать определению языка, то эмодзи теряют свои позиции. Между тем мы можем воспользоваться его красочным и динамичным внешним видом, добавив в наше виртуальное общение нотку эмоций.